Гулять → смотреть
Потайные уголки города, самые красивые лестницы и парадные, незнакомые парки и дореволюционные оранжереи, лучшие виды с высоты и места для съемки, ради которых стоит приехать в Петербург.
Вид с улицы
Атланты в шкурах
Саперный пер., 13
Доходный дом С. Ф. Англареса.

Дом с разнообразными декоративными изображениями на фасаде. Это - атланты и кариатиды, львиные, кошачьи и другие маски, целый фриз драконьих голов, 32 фигурки младенцев (путти), обрамляющие окна пятого этажа.

Два прямоугольных эркера поддерживаются парами бородатых атлантов, одетых в шкуры. На эркерах и на ризалите установлены по две кариатиды.
Три музы
улица Миллионная, 7
Фасад дворца Дмитрия Кантемира.

Три изящные женские фигуры символизируют плодородие, искусство и мореплавание.

Плодородие держит в руках рог изобилия с фруктами и цветами, а в ногах у неё маска Бахуса (виноделие).
Муза Искусства играет на лире, а в руках Мореплавания — весло и жезл-кадуций, символ торговли.

В настоящее время в здании находится учебный корпус университета культуры.
Три женских барельфа
улица Садовая., 25
Здание перестроено в 1903 г. по проекту арх. Г.И. Люцедарского.

Аркада первого этажа была заложена, сделаны окна и двери. Правая часть фасада оформлена горельефными композициями, составленными из женских бюстов. Они отлиты из гипса по нескольким моделям. Трактовка женских образов выполнена в стиле модерн. Автор скульптурных работ неизвестен.

В здании размещалось представительство и книжный магазин московского книгоиздателя И.Д. Сытина. Здесь же находился кондитерский магазин фирмы «Жорж Борман».
Сад «Сен-Жермен»
Литейный просп., 46
Культовое андеграундное место в Санкт-Петербурге, где в конце 1970-х годов собиралась творческая элита города, обитатели легендарного кафе «Сайгон» — Иосиф Бродский, Сергей Довлатов, Виктор Цой, Константин Кинчев. Сад скрыт ажурной решёткой ограды и тремя домами.

Попробуйте найти на фасадах три горельефа с головой Минервы в шлеме в стиле эпохи Возрождения, маски сатиров и латинские надписи: Domus propria domus optima (лат. «Свой дом — лучший дом») и Dies diem docet (лат. «Утро вечера мудренее»).
Дверь во дворе
улица Миллионная, 19
Жилой «шталмейстерский» корпус дворца по Миллионной ул., 19 решен скромнее, чем обращенный к Неве. Его изогнутая стена, обращенная во двор, является остатком дворца кн. А. М. Черкасского (ок. 1740, арх. П. М. Еропкин). Уникальная для ранней петербургской архитектуры криволинейная композиция фасада отразила влияние итальянского барокко.

Во внутреннем дворе сохранилась массивная деревянная дверь, стилизованная по мотивам раннего русского и французского классицизма.
Зеркальный двор
улица Почтамтская, 3-5
Внутренний двор штаб-квартиры «Газпром Нефть» со свободным входом.

Более 1000 зеркальных стекол, расположенные под разными углами, отражают свет и дают пространство для фототворчества.

А можно просто передохнуть или скрыться от жары.
Египетский дом
Захарьевская ул., 23
Дом на Захарьевской – настоящий учебник египтологии. По сторонам подъезда стоят огромные статуи: скульптуры бога солнца Ра, на его голове – солнечный диск, который обвивает священная кобра. На фасадах дома и колоннах – многочисленные барельефы с изображениям египетских богов и мифологических сюжетов.

Возведён по желанию заказчицы, Ларисы Ивановны Нежинской, архитектором Михаилом Сонгайло в 1913 г.

У «Египетского дома», как и положено любому приличному дому в Петербурге, есть легенды. Одна из них дает рецепт любовного счастья. Всем, кто мечтает о вечной любви, нужно поцеловаться с любимым в арке дома – тогда любовь благословит сам бог Ра. Верить или нет – решать вам. Но почему бы не попробовать?
Двор музея Анны Ахматовой
Двор – часть бывшего дворца графов Шереметьевых, построенного в 1712 году. Сегодня в одном из флигелей музей Анны Ахматовой, а если пройти чуть дальше – окажетесь в окружении стихотворных строк. Здесь они повсюду, как и небольшие инсталляции памяти поэтов и русских классиков.

Цитаты великих переплетены с рифмоплетством, осколки времени – с осколками безделушек. Но нет и секунды сомнений: такой двор может быть лишь в одном городе Земли.
Лестницы и парадные
Интерьеры Первого общества взаимного кредита
Первое общество взаимного кредита появилось в Санкт-Петербурге в 1864 году.

Здание для него было возведено в 1888–1890 годах по проекту архитектора Павла Юльевича Сюзора.

После революции общества взаимного кредита были упразднены. Сегодня о располагавшейся когда-то здесь структуре напоминает надпись на фасаде и операционный зал в стенах дома.

Фото – Citywalls/Perfectoriy
Апофеоз модерна на Витебском вокзале
Пожалуй, самый красивый вокзал России.

Единственный в Петербурге вокзал, дореволюционный облик которого дошёл до наших дней.

При строительстве в 1902-1904 гг. использовали новые для России технологии — аналогичные тем, что применяли в тот момент по всей Европе. Для Петербурга решение обнажить несущий каркас здания было очень радикальным, но такова была главная тенденция позднего европейского модерна.

Пассажиры неизбежно ощущали не только дух европейских столиц, но и то, с какой скоростью меняется мир. Это была эпоха, когда технические новинки внедрялись одна за другой, но все еще были предметом роскоши.

Вокзал был одним из первых полностью электрифицированных зданий в Петербурге, но при этом здесь старались организовать как можно больше естественного освещения. Плюс воплощена идея отсутствия границ — социальных и технических, это вообще присуще модерну.

Фото – Citywalls/Mary
Стеклянная шахта лифта в здании Французского института
В 1910-1911 гг. архитектор В. И. Ван дер Гюхт возвел на месте снесенного дома здание коммерческого банка «И. В. Юнкер и К°» (прежде этот старейший банкирский дом, основанный в 1818 г., размещался на Невском проспекте, 22). Здание сочетает черты модерна и неоклассицизма. Фасад раскрыт широкими тройными окнами и витринами. Четыре легкие каннелированные колонны увенчаны аллегорическими статуями.

В 1920-х гг. в доме работало популярное ателье женской одежды высшего разряда, прозванное «Смерть мужьям» (из-за высоких цен).

Сейчас в здании находится банк и институт. Лестница построена вокруг стеклянной шахты действующего лифта.

Фото – Дмитрий Цыренщиков
Лестница с арт-объектами в доходном дом купца Корзинина
Существующий дом возведен в 1903-1904 гг. по проекту П. М. Мульханова.
Зданием владел гофмейстер, сенатор Александр Алексеевич Мусин-Пушкин.

Квартиросъемщики – под стать арендодателю:

— Генерал-майор К. Я. Аверин, владелец технохимического завода «Якорь»,
— Член Совета петербургского общества заводчиков и фабрикантов Ф. Э. Плеске,
— Владелица бань на Сердобольской ул. Е. А. Аверина,
— Директор Урало-Каспийского нефтяного общества И. А. Розов,
— Гавный редактор «Правительственного вестника» А. А. Башмаков.

Сегодня в здании — большой коворкинг «Ясная поляна» и отреставрированная лестница с арт-объектами.
Парадная лестница особняка В. Каншина
У Каншиных необычная судьба. Старинный дворянский род был лишён дворянского титула в 1706 г. по повелению Петра I. Он разжаловал их в однодворцы (казённые крестьяне) за злостные уклонения от воинской службы. Но семья с этим не смирилась и стала зажиточными купцами почти через 100 лет.

Дом №6 по Кузнечному переулку Василий Каншин приобрёл для своих дочерей. Не пожалев денег, сделал красивую отделку фасада и внутренних помещений, роскошно обустроил квартиры под сдачу в аренду и обеспечил дочерям безбедное существование. Все три особняка оставались в собственности Каншиных до самой революции.

Вход в парадную свободный. Стены украшены лепниной с позолотой, своды поддерживают кариатиды.
Лестница особняка Г. Винекена
Дом называют особняком Винекена, но истинным владельцем был Павел фон Дервиз – владелец сети железных дорог. А Георг Винекен – банкир австрийского происхождения, который в 1870-х арендовал здесь несколько квартир.

Входная дверь в парадный всегда открыта, но чтобы туда попасть, сначала нужно пройти через закрытые ворота. Придется ждать, пока кто-нибудь вас туда запустит.

Внутри вас ждет красный ковер с 1 по 5 этаж. Появился он несколько лет назад, благодаря инициативе одного жильцов дома в третьем поколении.

На одном из пролетом лестницы – большое круглое окно.
Отделение банка в особняке А. Гейнденрейх
Академики архитекторы Б. Б. Гейденрейх и А. В. Петцольд построили в 1860-1861 гг. особняк, записанный на имя Александры Федоровны Гейденрейх.

Вход свободный, в отделение банка ВТБ. В некоторых местах остались старые бра и люстры, но большинство стен, увы, зашиты.

Самая красота – на втором этаже.

Фото – Citywalls/Perfectoriy
Лестница доходного дома Г. Елисеева
Дом построен архитектором Гавриилом Барановским в 1891-18921 гг. по заказу купца Первой гильдии Григория Григорьевича Елисеева.

Обратите внимание на фасад – капители 2-х этажных пилястр украшены лицами бога торговли Гермеса (Меркурия).

Внутри парадной – красота и полы в технике венецианского терраццо. А прямо по курсу – лифт (знатоки утверждают, что один из первых на паровых подъемников в Петербурге) и винтовая лестница вокруг него, получившая в народе название «Ромашка». Ограждение лифта – частично оригинальное.

Большинство дверей со 130-летней историей и в хорошем состоянии. На самом верху – ограждение с оригинальными деревянными балясинами.

Сколько здесь ракурсов – не счесть!

Фото – Роман Везенин
Парадная доходного дома Фуфаевских
С конца XIX вв. и до революции домом владело семейство Фуфаевских.

Здесь жил и содержал «Фабрику кинематографических лент» Александр Осипович Дранков. Известен тем, что снял первый в России игровой фильм «Стенька Разин и княжна», затем первую комедию «Усердный денщик». а также первым запечатлел на кинопленку Льва Толстого.

К сожалению, парадная переживает не лучшие времена. Но это не повод обойти ее вниманием.
Витражи доходного дома Г. Елисеева
Еще один дом архитектора Гавриила Барановского для купца Первой гильдии Григория Григорьевича Елисеева. Построен в 1889-1890 гг.

При входе во двор обратите внимание на изгиб арки – так внутрь проникает меньше шума с Фонтанки. Тротуары внутри обрамлены железом – чтобы колеса кареты при повороте не повреждали его.

Дом построили со всеми новыми для тех времен благами цивилизации: лифт на паровой тяге, водопровод, канализация, отопление.

В левой парадной лицевого корпуса в двух окнах сохранилось декоративное остекление конца XIX в., сделанное в период постройки дома.

Эклектичный рисунок расстекловки и узоров на стеклах является архаичным и по технике исполнения: травление по плоскому стеклу с нацветом характерно для русского стеклоделия 1870–1880-х гг., оно было распространено в русском усадебном зодчестве и ранних доходных домах.
Внутренний замок Дома городских учреждений
Построен в 1904-1906 гг. архитектором А. Лишневским. Фасад – смешанный стиль с элементами модерна и готики. Например, на фронтонах (на крыше) установлены скульптуры сов.

В доме размещались различные городские административные учреждения, женское училище, типография и музей.

Вход свободный только в будние дни – наверху работает налоговая служба. В интерьерах большое количество необычных декоративных элементов и фигур персонажей.

Лестница флигеля особняка А. Половцева

С 1710 г. на этом участке находился дом с усадьбой Г. Головкина. В последующие годы многократно переходил новым владельцам, а с 1864 г. им владел сенатор, председатель Русского исторического общества А. Половцев (зять барона А. Штиглица).

Во флигеле дома сохранилась лестница с металлическими ступенями, а в комнаты особняка можно попасть только с экскурсией или в рамках концерта классической музыки. Билеты на kassir.ru

Вход со двора, а во двор – с Мойки.
Розовая парадная доходного дома на Петроградке
Дом, история которого покрыта тайной. Дошедшие до нас сведения – в 1898 г. здесь жил купец Яков Зиновьев, который занимался "печными подрядами".
Возможно, размер и убранство печи в парадной имеет к этому прямое отношение. С 1907 до 1917 года домом владела вдова Зиновьева.

Стены в парадном много раз меняли цвет – последний раз в 2011 он стал розовым.
Газовый фонарь на лестнице особняка А. Дехтеринского
Купец Первой гильдии Александр Васильевич Дехтеринский купил этот дом в июне 1881 года. Четыре года заняла перестройка, из которых владелец успел пожить в нем всего год – в 1885 году скончался.

Вход в главную парадную находится слева от воротной арки. Дверной проём увенчан круглым окном в красивой деревянной оправе и пальмовыми листьями и шлемами бога торговли Меркурия.

Обратите внимание на монограмму в лавровом венке на массивной деревянной двери — «D». Дехтеринский! В парадной также есть буква «Д» — уже кириллица, над нишей с раковиной.

На площадке третьего этажа сохранился полноразмерный пилон газового фонаря, а у квартиры № 4 рядом — механический звонок с надписью «Прошу повернуть».
Эклектичная лестница дома Г. Блокка
По заказу банкира Г. Блокка арх. Л. Фуфаевский в 1902-1904 гг. на месте прежнего трехэтажного дома возвел шестиэтажное здание (с частичным использованием старых стен).

Вунутри парадной – мраморная лестница необычной формы. Между этажами полукруглые эркеры. На полу – историческая метлахская плитка.

На стенах – лепнина с растительным орнаментом, пилястры, лепные медальоны с изображением Купидонов, а также выполненные барельефом маскароны. Настоящая эклектика!

Интересна личность владельца. Родившись в Петербурге, он называл себя румынским князем и турецким подданным. В 24 года без стартового капитала открыл нелегальную банковскую контору и специализировался на продаже лотерейных билетов – по сути, построил финансовую пирамиду.

Позже Блокк узаконит бизнес, получит право продажи ценных бумаг, а оборот конторы превысит миллион рублей в год (баснословные по тем временам деньги).

Блокк жил на широкую ногу – яхты, имения, приемы. В марте 1906 года его обнаружили повесившимся в собственном кабинете в этом же доме. В сейфе и кассе банка после нашли меньше тысячи рублей. Задолженность банкира клиентам составляла почти полтора миллиона.
Роскошная парадная в доме П. Бекеля
Дом построил архитектор Александр Иванов. Изначально это была гостиница «Пале-Рояль» на 99 номеров.
Свое громкое название - "Пале-Рояль", гостиница получила при своей второй владелице баронессе Таубе (постоянно живущей в Париже), чей баронский герб до сих пор можно увидеть на фасаде. Именно благодаря ей в Петербурге появился свой Palais Royal — «королевский дворец», вдохновленный Парижским дворцом и парком у самого Лувра!
Студенты и мелкие чиновники не могли позволить себе остановиться в этом отеле, им это было не по карману. Зато здесь часто селились актеры и писатели. В гостинице останавливались Чехов, Бунин, Маяковский и другие известные люди начала 20 века. В «Пале-Рояле» жил актер Мамонт Дальский, а так же не известный на тот момент Фёдор Шаляпин.

Зинаида Гиппиус писала: «На Пушкинской улице в Петербурге был громадный … дом – гостиница… Ее почему-то возлюбили литераторы и живали там, особенно несемейные, по месяцам, а то и по годам».
Молодой Владимир Маяковский писал матери и сестрам: «Мой адрес: СПб, Пушкинская ул., гостиница «Пале-Рояль». И – на разные лады: «… деньги перешлите мне сюда».
Лестницы и витражи мебелированных комнат баронессы фон Таубе
Дом построен в 1876 году архитектором Александром Ивановым под гостиницу на 99 номеров. В 1890-х дом перешел во владение баронессе фон Таубе, чей баронский герб до сих пор есть на фасаде.

При новой владелице гостиницу перестроили и назвали «Пале-Рояль» – в честь знаменитого дворца, построенного рядом с Лувром для кардинала Ришелье архитектором Жаком Лемерсье. По сюжету «Трех мушкетеров», именно здесь собирались злейшие враги Д’Артаньяна – гвардейцы кардинала.

В Петербурге комнаты в Пале-Рояль также имели своих постоянных гостей: здесь часто селились известные люди – Чехов, Бунин, Маяковский, Шаляпин.

Зинаида Гиппиус писала: «На Пушкинской улице в Петербурге был громадный … дом – гостиница… Ее почему-то возлюбили литераторы и живали там, особенно несемейные, по месяцам, а то и по годам».

Потолок и женские профили на стенах отреставрированы, а в части пролетов сохранились цветные витражи.

Код парадной – 777
Скульптуры-светильники в доме страхового общества «Саламандра»
Дом принадлежал страховому обществу с 1881 года и использовался в том числе в качестве доходного.

До этого и после сменил множество владельцев, а сегодня в нем находится городская поликлиника, поэтому вход свободный.

На входной двери сохранилось изображение саламандры, а внутри – мозаичная плитка, ограда балкона второго этажа и витражи. Фигуры-светильники на входе – главный элемент богатого убранства парадной.
Сады
Лопухинский сад и дача Громова
На карте
Место, о котором знают не все коренные петербуржцы.

Сад появился здесь при князе Пётр Васильевич Лопухине, тогда же была заложена первая усадьба. В 1848 году ее купил лесопромышленник Василий Громов и построил здесь двухэтажный деревянный особняк – дачу.

Внутри владелец создал картинную галерею, приглашал артистов Мариинского театра, а после основания Консерватории часть дома отвел для неимущих студентов. Каждую неделю на даче проходили гуляния и концерты – дача быстро стала местом притяжения петербургской элиты, литераторов, художников, музыкантов.

Но главное главной достопримечательностью в итоге стал сад. Его создали сам Громов и автор сквера на Исаакиевской площади Евгений Одинцов.

Художник Алексей Боголюбов вспоминает: «Сад содержался роскошно. Дом стоял, что дворец загородный. Били фонтаны, была пароходная пристань и легкий паровой катер для прогулок, а по другую часть въезда стояла превосходная громадная оранжерея, где иногда зимой давались феерические праздники под громадными пальмами и другими редкими растениями».

После смерти Громова наследники продали усадьбу, и территория сада стала меньше. Что не поменялось – прекрасная атмосфера, которую Громов придал этому месту.
Ботанический сад Петра Великого
Санкт-Петербургский Ботанический Сад является одним из старейших в стране. В 1714 г. Петр I дал указ устроить на Вороньем острове (Корписаари) Аптекарский огород для выращивания лекарственных растений. Огород находился в ведении Главной аптека при Медицинской канцелярии.

Сперва Аптекарский огород работал в основном для нужд армии и флота. В 1721 г. здесь была построена лаборатория и уже изготавливались различные лекарственные препараты, а рядом с огородом работала «инструментальная изба» – первая в России мастерская по изготовлению медицинских инструментов.

Сегодня это самый настоящий музей, где собраны растения со всего мира. Здесь есть оранжереи с тропическими, субтропическими, пустынными растениями, а летом – водный маршрут.
Оранжерея Таврического сада
«Камерное пространство для отдыха и вдохновения в самом центре Петербурга» – написано на сайте оранжереи и точнее, пожалуй, не скажешь.

Является одной из старейших в Петербурге – ее построили в 1792 году одновременно с Таврическим дворцом. Позже она пришла в аварийное состояние, и на ее месте появилась пальмовая оранжерея, сохранившаяся до наших дней.

В пространстве представлены тропические и субтропические растения. Есть кафе с видом на растения.
Вид сверху
Колоннада Исаакиевского собора
Работает круглогодично, билет в вечернее время чуть дороже.
Высота 43 метров, подъем и спуск – пешком.

С площадки открывается круговой панорамный обзор на центральную часть Санкт-Петербурга и отсюда же можно виден развод мостов.
Колоннада Казанского собора
Визитная карточка Невского проспекта.

Изначально собор в центре Петербурга задумывался ещё более грандиозным. Согласно проекту архитектора Андрея Воронихина, Казанский собор планировалось украсить огромной колоннадой с двух сторон — не только северной, но и южной.

Однако осуществить план в его первоначальной редакции не получилось.
Всего петербургский храм украшают 96 колонн в «распахнутых объятьях» колоннады, а также 56 колонн внутри самого собора.

Колоннада выполнена из пудожского травертина — известковой породы, добывавшейся у посёлка Пудость Гатчинского района Ленобласти.
Звонница Смольного собора
Площадка звонницы выше колоннады Исаакия, но не обеспечивает панорамного вида. Зато отсюда прекрасный вид на сам Собор, питерские крыши до самого горизонта, Неву и Большеохтинский мост.

Работает круглогодично.

Колокольня Петропавловской крепости
Самое высокое сооружение в исторической части Санкт-Петербурга. Её высота – 122,5 метра.

Доступна для посещения только два раза в день: в 13:00 и в 14:30 с 1 мая по 30 сентября. Чтобы гарантированное попасть летом, лучше купить билеты за час до начала сеанса.
Зимой колокольню можно посетить в часы работы музея за 2,500 рублей в составе группы по предварительной заявке.

Билеты продают в Ботном доме (прямо перед входом в Собор).
Лофт-проект Этажи
Открытая панорамная смотровая площадка, высота 27 метров.

Хорошее место, чтобы встретить закат и полюбоваться видами на Исаакиевский и Владимирский соборы.

На площадке работает бар, а также иногда проходят выставки и концерты.
Смотровая площадка «Думская башня»
Высота смотровой площадки — 47,5 метров, а путь наверх займет 233 ступени.

Вид на Казанский собор, Исаакиевский собор, Спас на Крови, Гостиный двор, Дом Зингера, Базилику Святой Екатерины Александрийской, купол Измайловского собора, Михайловский замок, Адмиралтейство, Александровскую колонну на Дворцовой площади.

Билеты можно купить на сайте – в самой башне продажи нет.
Создано командой Sands Rooms
с любовью к городу и гостям